как и обещал, предлагаю вашему вниманию краткие путевые заметки. некоторые события уже продублированы в других ветках.
часть 1-я.
Трассаподготовка к поездке началась с изучения маршрута (Москва - Московская область - Смоленская область - Беларусь - Минск), расположения АЗС Лукойл (
http://www.lukoil.ru/back/azs/azs.asp?t ... ghwayid=16) и правил пересечения границы на сайте
http://gpk.gov.by/border/crossing/foreign_nationals.php. в принципе, ничего особенного после прочтения нескольких законодательных актов я не нашёл. нельзя провозить много алкоголя, товары, которые можно продавать, на сумму более 1500 евро. б/у товары (т.е. личные ноуты, фотики и прочее барахло) -- без ограничений. также зашёл в книжный и купил несколько карт Минска (в т.ч. именно автомобильных) и окрестностей, а так же Беларуси. яндекс показывает трассу около Минска неверно, как именно ехать туда, будет сообщено далее по тексту.
от Москвы до Минска 681 км, если верить указателю после МКАДа. дистанция не очень длинная, но и не короткая. мне не доводилось ездить более 200 км в день, это была моя первая дальняя поездка. итак, старт из дома в пятницу около 1:30 ночи. по дороге предстояло заехать в Москву за друзьями. и т.к. я опаздывал, ехал 110-140. расход, соответственно, не опускался ниже 6.3, т.к. постоянные ускорения и обгоны (угу, в два ночи). в Москве долго стоишь на светофорах, ночью время ожидания совершенно неадекватное, а возле Курского поймал ещё и пробку -- там меняют асфальт, а бомбилы, как всегда, наглухо перекрывают одну из двух свободных полос (третья забита припаркованными авто). итого, 45 минут езды со средней скоростью 46 км/ч и расходом 7.5 л/100 км. далее маршрут пролегал через Одицово, но заезжал со стороны Минского ш. и всё-таки в районе 3-х ночи был взят курс на Минск. на борту 4 человека, полный бак бензина и около 30 кг груза в багажнике.
последняя АЗС Лукойл, где можно заправиться 98-м, расположена на 63-м км Минского шоссе. это примерно 50 км после МКАД. заливаю бак по самую горловину. по прикидкам, должно хватить до Минска и остаться покататься там. поэтому решил не заправляться по дороге. на трассе достаточное количество заправок. есть Лукойл, Shell, Роснефть (с подозрительно низкими ценами и 98-м почти на каждой АЗС) и ещё какие-то. на Shell был v-power, но ввиду отсутствия необходимости не стал пробовать их бензинчик. есть места для отдыха, но немного.
дорога после ближайшего Подмосковья на реконструкции + дурацкие светофоры, то есть на режим "трасса" выходишь не так уж и быстро. на выезде нас встретил сильный дождь и окна стали запотевать. пришлось включить кондей где-то на полчаса. далее тоже часто был дождь и стёлка эпизодически приходилось проветривать сухим воздухом из кондея. асфальт в основном нормальный, есть места с асфальтом похуже. едем дальше. до конца Московской области асфальт хороший, ровный, но не могу сказать, что совсем -- машинка всё же чувствует неидеальность укладки покрытия. ям практически нет. иногда встречаются остатки не отремонтированного шоссе, покрытого заплаткой на заплатке, и на высокой скорости подвеске приходится сильно поработать, рекомендую успеть нажать на тормоз перед всякими мостами (там всегда асфальт разбит в различной степени) и прочими участками, где увидите латки. местность к концу области становится холмистой, и ввиду ограничения скоростного режима я не разгонялся с горочек выше, чем до 120. соответственно, на горки приходилось вползать, что не способствует топливной экономичности. кстати, не обнаружил на трассе знака "Автомагистраль", поэтому счёл, что предельная разрешённая скорость 90 км/ч. ехал по спидометру 100, иногда 90, иногда 105-110. один раз удалось на полчаса уцепиться за фурой, ехавшей в темпе, устраивавшем меня (95-100), держался довольно плотно, экономил бензинчик. экономия реально есть, т.к. за эти полчаса показания дистанции до заправки росли, а не падали. в Смоленской области асфальт сначала похуже, чем в Московской, потом едва ли не лучше, а ближе к границе хорошее шоссе. но придорожное оформление довольно бедное -- края дороги только по обочинам и видно, само шоссе имеет сплошное полотно без выделенной разделительной полосы. разметка читается почти на всём протяжении хорошо. ближе к границе стали появляться всякие вагончики, чаще газельки, редко -- стационарные пункты страховых компаний. все предлагают "грин кард". есть Росно, ВСК, РГС и более мелкие. я страховался у самой границы в газельке с вывеской "Ergo". там уже стояла машина, поэтому подумалось, что раз кто-то есть, можно и мне туда. следом за мной подрулила Toyota с московскими номерами и застраховалась там же. минимальный срок страхования -- 2 недели, обошлось в 480 рублей. ограничения по водителям нет, страхуется само ТС.
сама граница ничего из себя не представляет, несколько будочек и дяденьки в униформе. ни одну легковушку не тормознули, а грузовики принудительно проходят весовой контроль и направляются в отдельные очереди. соответственно, никаких документов не проверяли, никаких осмотров авто не было. просто снижаешь скорость, прокатываешься неспеша и едешь дальше. вот она, Беларусь!
через пару км проезжаешь через пункт оплаты въезда на трассу. 20 рублей, и шлагбаум открыт. я рассчитывался русскими деньгами. первая же тётенька завопила, что металлические деньги принимать не хочет. нас это весьма озадачило, т.к. бумажные 10-ки практически выведены из обращения, и труднонаходимы. благо, я оказался предусмотрительным и 10-ки бумажные собираю. пригодились. больше с меня не требовали именно бумажных 10-к. по направлению в Минск платная трасса хуже, чем была до границы. немного отъедешь -- становится нормальной, а ещё чуть позже очень хорошей. забегая вперёд, не могу не отметить, что в обратную сторону дорога практически идеальная на всём протяжении. ограничение вначале 100 км/ч для всех, позже 120 км/ч для легковых, 100 для грузовых. я ехал те же 90-110. вернее, уже не я, а мой друг. я в это время пытался поспать на заднем сидении. где-то до Смолевичей (не помню, где) будет пункт съезда с платной трассы. там тоже придётся оставить 20 рублей. теперь ваша скорость ограничена 100 км/ч. много пунктов отдыха, много знаков, трасса очень информативна. границы трассы обозначены столбиками со световозвращающими элементами, а полотна направлений физически разделены. на всём протяжении от Москвы до Минска трасса не менее, чем двухполосная
до Минска трасса М1 не доходит, после Смолевичей необходимо свернуть направо на трассу М2 (она же ведёт к аэропорту Минск-2), а как увидите по правой стороне стеллу, необходимо свернуть налево. указатели и разметка там отличные, заблудиться невозможно. после этого разрешённая скорость составит 90 км/ч. до этого момента (после того как свернули с М1 на М2) 120 км/ч. трасса отличная. показывают температуру окружающего воздуха и на полотне. в Минске тоже есть МКАД
въезд в Минск на пр. Независимости (Незалежнасцi, кажется) ведёт прямо в центр города к БГУ и ж/д вокзалу. пешеходов там принято пропускать. а полосы для движения более узкие, но я быстро адаптировался к ним. подрезаний не видел вообще. все едут аккуратно и вежливо, советую и вам полностью забыть про Москву и её хамский стиль. ездите как все -- и никто на вас не обратит внимания. проверено. светофорных гонок там тоже нет. указатели есть везде, разметка тоже. но в городе много реконструкций дорог. например, проспект Дзержинского, присутствующий на карте, фактически полностью ликвидирован ввиду строительства метро и реконструкции его самого. в целом ездить по Минску очень приятно, можно иметь общее представление всего лишь изучив внимательно карту. я за день освоился и ездил уже зная направления.