Крымский круиз на Горбатом, часть 1...Прошло уже немало времени c той крымской поездки. Мы уже давно ездим на других машинах, и наверное мысли наши заняты уже совсем другими вещами, да и работают в других направлениях. Но временами, отвлекаясь от будничной реальности, хочется снова, хотя бы ненадолго очутиться в атмосфере тех приключений, которые сами себе создавали в юности, создавали, чтобы пройти через них, ощутить себя взрослее, сильнее и… романтичнее. Со временем всё труднее ощущать себя в роли тех авантюрных юнцов, что решались на такое, и наверное поэтому что-то так сильно подталкивает, чтобы оставить эти впечатления на бумаге, поделиться ими с друзьями и просто единомышленниками по туризму, походам. Поделиться о многом, но не всё влезет в короткий рассказ, поэтому получится остановимся только на одном, но всё же сильном по количеству впечатлений эпизоде – это поездка в Крым и по Крыму, на стареньком горбатом Запорожце друзей – только что бывших студентов, некогда из одной группы Физтеха ...________________________________________________________________
1. В Крым!
...Эх, давно это было! Некоторые прежде столь яркие моменты той крымской авантюры уже потихоньку тускнеют и стираются из памяти, но в целом это такое, что остаётся в воспоминаниях очень надолго, и о чём потом ещё не раз травятся байки и рассказы при дружеских встречах и прочих вылазках, далёких и не очень, летними вечерами у костра, или на пивной вечеринке старых друзей.
Сразупослеинститутская жизнь советского инженера изменялась достаточно круто, как только вместо привычного храма науки происходило перемещение в лабораторию какого-нибудь НИИ, особенно если это был так называемый «ящик», курируемый военными. Изменения вторгались во всё – образ жизни, свободное время, финансы. Не, ну с общажным существованием что-то изменялось мало что – смена одного койко-места на такое же в другом городе и общаге особо новых впечатлений не добавляла. Но вот дух свободы студенчества улетучивался далеко и надолго – режимный НИИ, жёсткие рамки посещения и рабочего времени, частые встречи с любителями первоотдельских шуток, комсомольских вожаков, профсоюзных функционеров – всё это было способно погрузить в уныние, даже на фоне начинающейся уже в стране перестроечной бузы. Да и финансово попадание в определённую яму радости не добавляло – студентов тогда хорошо спасали стройотряды, а у Физтеха было два, так сказать, подшефных региона – Казахстан и Дальний Восток, и там и там за лето удавалось зарабатывать неплохие деньги, которых обычно хватало на относительно пристойное существование в течение всего следующего курса. До нового стройотряда. Не говоря уже о романтической составляющей летних поездок в дальние края. Что было своего рода отдушиной, отвлечением мозгов от учебной перегрузки.
И вот на тебе – с восьми до пяти за проходной, денех от получки после вычетов подоходного, бездетности и комсомольского оброка остаётся в два раза меньше, чем магазинный ценник за пару сапог для подружки, и никаких возможностей для подработки. Тоска! Остаётся тихо замкнуться в грустных мыслях и строить планы на вожделенный отпуск. Эх, скорей бы лето!..
И вот за такими мыслями на очередной общажной пивнушке накатили вдруг воспоминания о безвременно ушедшем последнем послеинститутском лете, которое для меня прошло на стройках янтарного края на берегу Балтийского моря, а однокурсник мой Андрюха, с кем мы вместе на пару переместились теперь из студенческой общаги в рабочую от НИИ, в то время счастливо грел пузо на крымском солнышке хорошо известного теперь уже мыса Казантип. Блиннн, а в Крыму-то я так и не был ни разу! Сидим вот так, Андрюха смакует воспоминаниями, а я тихо пускаю слюни от зависти. Они ес-сно были компанией и не сидели на месте – по Крыму помотались, ночуя где придётся, но было понятно, что без своих колёс – это не Крым, а лишь его малюсенькая толика. И вот, как обычно это бывает, самые важные решения принимаются за пивным столом – дан старт проекту «в Крым - на колёсах!», намечен тайминг подготовки и сборов, начиная с самого главного пункта – поиски и покупки колёс!
Колёса нашлись довольно быстро – народный автомобиль Запорожец с годом выпуска равного году нашего рождения
. ЗАЗ-965 – знаменитый "Горбатый" по кличке Запор.
Вишнёвый Запор был куплен на авторынке за 1000 рублей, Горбатый был на ходу (в смысле, был способен самостоятельно передвигаться), имел относительно новый мотор, резину с остатками протектора, напрочь убитую переднюю подвеску и до дыр проржавевший кузов. Это была основа для конструктивного восстановления агрегата, который летом был обязан совершить пробег из Москвы до Крыма, по Крыму и обратно и при этом не только сам не развалиться и не встать где-нить по дороге, но и преодолеть сотни километров горных Крымских серпантинов по тридцатислишнимградусной жаре!
Весна! Апрель наступил, на Запор уже получены номера и даже ТО (!), и теперь он стоит под окнами общаги и дожидается часа своей реанимации и подготовке к круизу. Начинать пришлось с самого неприятного – в смерть раздолбанной подвески и рулевого управления. Люфт рулевого в полбаранки туда-сюда был устранён заменой вкладышей в шарнирах тяг, заварены трещины в местах крепления рулевого механизма, перебраны ступицы, заменены подшипники колёс, колодки тормозов, сайлентблоки задних рычагов подвески, дыры в кузове заклеены стеклотканью и зашпаклёваны, а сам кузов полностью покрашен кисточкой прямо во дворе общаги погожим днём за пару часов. Ура! Запор стал вполне походить на некое подобие почти настоящего автомобиля, по крайней мере внешне. Осталось ещё перебрать двигатель и КПП, дабы убедиться в их способности достойно пройти через серьёзное испытание летнего пробега. Мотор снят вместе с коробкой , затащен в общажную комнату и препарирован на предмет диагностики внутреннего состояния.
Насколько же приятно копаться в потрохах мотора в отличие от покрытых жирной грязью элементов подвески! Тут хоть и всё и в масле, но зато стерильно с точки зрения песка и грязи! На самом деле к мотору была одна главная претензия – низкое давление масла, лампочка горела на горячем моторе на скорости 40 км/ч. Короче, поменяли шатунные вкладыши, на том и успокоились, хотя на давление это слабо повлияло, но тут ещё и сам датчик был виноват – завышал порог срабатывания. Коробка тоже оказалась в более-менческом состоянии, заменили только одну шестерёнку, где были подразбиты шлицы первичного вала, да кольца синхронизаторов – хруст при включении передач ушёл навсегда.
Итак, подготовка к круизу идёт полным ходом, Запор уже на ходу с перебранным нутром и обновлённым внешним лоском, проходит обкаточные испытания – пару тыщ км нужно обязательно успеть накатать, чтобы по возможности вылезли все косяки и недоделки проведённой реанимации. И вот он, красавец:
Попутно закупаем необходимый дорожно-походный инвентарь и готовим провиант – самодельную тушёнку, со жратвой в стране победившего социализма весьма напряжённо.
Мало-помалу время идет, приближается июнь, а с ним и намеченный на самый длинный в году день, 23-е июня, старт крымского пробега. И вот оно, долгожданное утро 23-го, ура!!!
Немного отвлекаясь, надо вкратце сказать об изначальных планах и составе участников пробега. 23-го июня из Москвы (точнее, из подмосковного Калининграда) на Запоре мы выдвигались вдвоём с Андрюхой. Целью нашего маршрута в Крыму была стоянка немного не доезжая мыса Казантип на Азовском море. Там мы планировали простоять несколько дней, а затем, приехав на поезде, к нам должны были присоединиться ещё трое – наш однокурсник Миха, его мама и мелкий брат. Дальнейшая программа не прорабатывалась, и должна была быть составлена по месту, в зависимости от погод, настроений, и ещё всяких случайностей. Но, покуда на Запоре из Москвы мы стартовали вдвоём с Андрюхой.
...Погода балует ясным солнышком, девять утра, и вот уже мы катимся по кольцевой, огибая Москву. Хоть и узкой двухполосной, но ещё не знающий кошмара жутких пробок, в которые безнадёжно погрузится она в ближайшее десятилетие. Поворот на Симферопольскую трассу – стокилометровый кусочек автобана, построенный к московской Олимпиаде, казался тогда чем-то вроде взлётно-посадочной полосы аэродрома с трафиком в полторы машины в минуту. Эх, где же те славные беспробочные времена?! Пожалуй, в этом и была главная заслуга развитого социализма - два автомобиля на сто человек в среднем по СССР никак не могли увязаться в сознании граждан с многокилометровыми пробками в самом недалёком будущем. Но это в будущем, а пока...
Дорога! Не, ну это ни с чем не сравнимое чувство передвижения, перемещения в пространстве из одной точки куда-то далеко, за горизонт, гдё всё по-другому – другие леса, другие горы, другое море… Когда отходят на дальний план вся бытовая мелочь, когда километры, поглощаемые колёсами, заставляют тебя вновь и вновь ловить себя на мысли, что это всё уже далеко, и с каждым километром всё дальше и дальше от наскучившей обыденности, что ты, вглядываясь в эту бесконечную ленту, растворяешься в ней и своих мыслях, а завораживающие виды способны привести состояние сознания близкое к тому, что называют эйфорией. Да, дорожная эйфория, эйфория трассы! Не, это покруче, чем любой наркотик!..
Вот и Ока, а с ней и конец шикарной многополосной трассы. Всего-то 100 километров от Москвы, и всё, начинается узенькая двухполоска, где тут и там постоянно приходится обруливать бесконечные выбоины. Каждая незамеченная, пропущенная, отзывается стоном и дребезгом металла кузова старенького Запора. Только бы выдержал, не пошёл трещинами этот уставший метал, только бы не вырвало тяги из шарниров! Скорость падает. Правда этот аспект и так уже не сильно беспокоит, поскольку время близится к полудню, солнце разогрело асфальт так, что струи горячего воздуха размазывают горизонт, создавая впечатление водяного оазиса вдали, и эти вот горячие струи нещадно душат мотор.
Страсть мотора Горбатого к перегреву – притча во языцах. Ну не продумали охлаждение советские инженера, когда слизывали конструкцию с итальянского прародителя! И вот получилось авто - коробочка, жутко холодная зимой, зато страшно боящаяся перегрева летом. С ужасом глядя на ползущую стрелку термометра и на начинающую подмигивать лампу давления масла, мучительно начинаешь размышлять, как же облегчить жизнь изнывающему от жары мотору. Остановиться, остыть? Снизить скорость? Разумнее всё же второе, и вот мы плетёмся по трассе с черепашьей скоростью, стрелка спидометра едва доходит до шестидесяти. Но ведь он врёт, собака, я-то знаю, проверял! Когда стрелка кажет 60, на самом деле это всего лишь 50...
Вот так и тащимся потихоньку до самого вечера. Осталась где-то далеко слева Тула, затем Орёл, Мценск (где ты, леди Макбет?), вот уже и вечереет. Ура, стало чуть прохладнее, и можно слегка придавить газ. Ещё пару часов по вечерней трассе, и подкатываемся к Курску. Свернув на объездную, на глаза попадается симпатичная стояночка, прям около местной речки Сейм, почти на пляжу. Идеальное место для ночлега. Тут уже припарковались несколько таких же групп на легковушках, чуть дальше пара или тройка дальнобойных фур. Лёгкий дымок от костра, урчание примусов, палатки, в общем типичная дальнобойная стоянка. В воздухе царит вечерняя тишина, и каждый звук разносится далеко-далеко вдоль берега речушки. Идиллия…
Утром подъём восемь, солнце уже высоко. Завтрак и в путь, за прошлый день пройдено около 600 км, в принципе, как и планировали, но всё равно лучше не мешкать, так как не ясно, как поведёт себя мотор в полуденную жару – как никак на юг всё же едем!
Теплеет, потом жарчеет, и снова приходится скидывать скорость, жалея движок. Дорога начинает слегка наскучивать своей однообразностью, вот уже Белгород позади, въезжаем на Украину, Ура!
...Эх знали бы тогда люди по обе стороны от этих мест, где теперь вдруг образовалась граница, сколько проклятий будет послано в адрес тех, кто создал столько искусственных трудностей и препятствий на некогда ровном и пустом месте! Не, нет у меня цензурных слов и выражений по этому поводу, так пускай сия глава в описании будет пустой..
Харьков, Днепропетровск, Запорожье – все это города остаются в стороне от трассы, а мы катим и катим, наматывая сотни километров под монотонное урчание уставшего мотора. Снова вечереет, пора заглядываться на округу, высматривать место под палатку. Ага, за Запорожьем проглядывает Каховское море, вот спуск в долину одного из заливов, мост, перед ним съезд направо к речке – оно! Насколько же проще было тогда находить места для ночёвок по трассе! Запор запаркован на бережку, палатка, костерчик, идеально-зеркальная гладь реки, тихо-тихо, только издали доносится стук колёс проходящего поезда, да вдоль реки стелется дымок от костра. Крррысотища!..
Утром, наскоро разогрев чайку и перекусив, покидаем наше замечательное место, выруливая на трассу. Это Васильевка. Мост, пост ГАИ, развилка, до Мелитополя – всего ничего! В эпоху разгара социалистического дефицита на всё и вся, рассчитываем там чем-нибудь поживиться из запчастей для мотора нашего Горбатого, как никак этот город – родина его мотора!:). Спрашиваем про автомагазин, нам показывают, но для мотора так ничем разжиться не удаётся, зато… купили страшный дефицит – аккумулятор! В свободной продаже! Да без талона о сдаче старого в лом! Чудеса! Очень кстати, потому как тот, что достался нам вместе с Запором, очевидно был на последнем издыхании. Что ж, повезло однако!
Ну всё, до Крыма – последний рывок. Всего какая-то пара сотен километров. И вот, подбираясь к Геническу, во весь рост встаёт дилемма – куда далее, дорога раздвояится! Прямо – Симферополь, налево – на Арабатскую стрелку. Дело в том, что закрывать начали проезд в Крым для диких автотуристов. Нас предупреждали – на въезде, если нет путёвки в какой-нить Крымский кемпинг, заворачивают взад. И про косу тоже говорили, что там кордоны объехать можно, но что там за дорога, толком никто не знал. Ну, покуда спешить нам особо некуда, сворачиваем мы в сторону стрелки. Проехали последнюю деревню перед косой, минуем какие-то остатки старого шлагбаума, за которым кончается асфальт, и начинается нечто такое, что с большой натяжкой можно назвать дорогой. Колея, то одна, то расходящаяся на несколько параллельных, раскатанная прямо по песку и мелкому ракушечнику, то исчезающая, то снова появляющаяся, то ныряющая в какие-то ямы, но самое главное… Да, многие наслышаны о знаменитой стиральной доске на этой косе! По каким-то неведомым законам физики, колёса машин таким образом разрыхляют ракушечник, что заставляют его сбиваться в поперечные колее кучи с периодичностью полметра-метр-полтора. То есть, если ехать даже с относительно небольшой скоростью 20-30 км/ч, наступает полное ощущение езды по стиральной доске! И края и конца у этой доски нет, эта зубодробилка на всём протяжении косы, больше сотни километров! Не, ну не жалко свои задницы, но бедный Запор! Как ему выдержать эту нещадную тряску? Кузов у него и так на ладан дышит, а тут такое издевательство!..
Дорога абсолютно пустынна, можно часами ехать (точнее, ползти, стуча зубами) и не встретить на пути ни одного такого же ненормального, кто полез сюда испытывать свою судьбу и технику. А между тем горизонт начинает зловеще чернеть, и эта чернота то и дело вспыхивает отсветами молний
И вот небеса разверзлись! Наверное природа решила отыграться за все те солнечные дни, что предоставила нам в дороге. Потемнело так, словно среди ясного дня вдруг резко опустилась ночь, и бешеная стена воды хлынула с разбушевавшихся небес! Постепенно исчезают остатки колеи, вместо неё – непонятной глубины море разливанное, и вот уже кажется, что соединился Сиваш, который был справа, с Азовом, что слева, море и небесный водопад поглотило целиком косу, превратив нашего Запора в некое подобие лодки на колёсах рассекаюшей волны набегающей отовсюду воды. Тонееееем!! Только бы не заглох мотор, только бы его не залило, мы уже плывём со скоростью вёсельной лодки по этому бескрайнему водяному беспределу, ужасно боясь только двух вещей – заглохнуть и остановиться. Тогда вода быстро подмоет ракушечник под колёсами и мы окажемся поглощёнными этим бурлящим потоком вместе с нашим Запором. И ещё надо не упасть в какую-нибудь подводную яму, которые теперь надёжно скрыты под толстым потоком воды. Отчаяние охватывает каждую клетку организма. Но ничего не остаются делать, как только упорно и понемножку продвигаться вперёд. Вслепую, поскольку колеи давно уже не видно под водой, ориентируясь только по одиноко торчащим то тут, то там из-под воды кустам.
Всё! Безумство природы продолжалось наверное с полчаса, хотя эти полчаса нам показались вечностью! Нас чудом не смыло, не затопило и не унесло разбушевавшейся стихией. И просто сказать, что рады мы были этому несказанно – ничего не сказать! Небесный водопад закончился так же неожиданно, как и начался, а пролитая с небес вода быстро впиталась в ракушечник и ушла. Вообще, этот так замечательно, что ракушечник не размокает и быстро просачивает через себя воду, подумалось нам. Была бы здесь глина вместо ракушечника… не, об ужасном лучше не думать.
Ура, полегчало! Показались даже куски солнца из отступающих уже туч, и мы продолжаем наш путь по стиральной доске, это нещадное испытание для техники. 120 километров, четыре часа, и вот на горизонте наконец вырисовываются призраки каких-то строений и цивилизации. Ещё пяток километров, и вот уже дорога начинает ощутимо улучшаться, стиральная доска отступает, и мы наконец въезжаем в первый населённый пункт, ещё не на полуострове, но уже почти и не на косе – Соляное. Не, ну этот рубеж отметить просто необходимо, тем более, что до пункта предполагаемой нашей стоянки остаётся меньше сотни километров… асфальта!!! Разыскиваем ближайший местный магазин из серии сельпо, товары повседневного спроса, покупаем там два шкалика водочки
Еще час с небольшим, проезжаем Ленино и сворачиваем с Керченской трассы в сторону мыса Казантип. Ещё 30 км до Мысового, но… ждёт нас там неприятный сюрприз – въезд на сам мыс Казантип с этого года перекрыт
. Не смертельно, но приходится развернуться, выехать из мысового и Щёлкино, и уже на въезде мы находим симпатичное местечко для стоянки в сотне метров от края пляжа, на крутом обрывистом берегу моря. Ура, мы на месте! Осталось самое приятное после длинного пробега – палаточка, костерочек, стопочка
…
2. В Крыму.
Погода испортилась. Этот шквальный ливень, который затопил нас на косе, и был предвестником этой перемены. Вся первая ночь прошла в борьбе за палатку, её так и норовил постоянно сдуть ветродуй, а встать на ночь нас угораздило на холме, самом ветреном месте в округе. Каменистый грунт совершенно не держал колышки, за которые были привязаны растяжки палатки, а с камнями подходящего размера здесь также было напряжённо. Азов разбушевался, грохот прибоя стоял таким, что было ощущение, как будто волны вот-вот накроют палатку. Вдобавок пошёл дождь и ощутимо похолодало. Да уж, на юга приехали – подумалось нам, только вчера ещё изнывающих от жары где-то под Харьковым.
Однако конечно надо сказать, что сия несправедливость относительно крымской погоды продолжалась недолго – уже к вечеру на следующий день небо расчистилось, ветер стих, потеплело, и… блин, ну это уже совсем неожиданная напасть – комары! Вот уж к чему мы не были готовы, так это ко встречу с этим мелким гнусом в таком диком количестве. Весь мой предыдущий жизненный опыт говорил мне за то, что море и комары есть что-то несовместимое. Я не задумывался почему, но это для меня всегда ранее было именно так, и на Кавказе, и в Прибалтике комаров у моря не было! А тут вроде как степь, трава жухлая и редкая трава, сухо, ну что тут казалось бы делать этим гнусявкам? Ан нет, эти подлые создания не только заставляли наглухо на ночь запечатываться в палатке, но и даже днем на солнце не давали спокойной жизни. Возможно нам просто не повезло – год для комаров попался удачный, но неудачный в этом плане для нас.
Ну, в конце концов, так или иначе приспособившись к комариному изобилию, приступили мы к изучению местных достопримечательностей. Город Щёлкино. Официально город строителей и эксплуатационщиков крымской атомной станции. Она как раз только что была остановлена (не место атому в Крыму!), и несколько тысяч человек уже начинали себя ощущать понемногу безработными. Небольшой такой городишко, несколько пятиэтажных домов, и даже пара-тройка девятиэтажек. Кинотеатр (открытый, без крыши!). За Щелкино, уже почти перед самым мысом Казантип, посёлок Мысовое. Совсем мелкий.
Впрочем ладно, не найдя ничего особо интересного в Щелкино и Мысовом, остались мы у своей стоянки на крутом берегу, недалеко от места, где начинается пляж. Азовское море неожиданно удивило водой с очень даже неплохой прозрачностью (с маской – класс!) и тучами рыб, местных бычков. Приятный пляж из мелкого ракушечника, чуть дальше – живописный скалистый берег. Сама местность – холмистая степь с выжженной солнцем травой и почти полном отсутствием какой-либо другой растительности. Да уж, это вам не субтропики крымского черноморского южнобережья!
Так, за ленивым времапрепровождением пролетели незаметно несколько дней, и вот мы встречаем вторую партию друзей – наш сокурсник Миха, его брат и мать – ну, она вообще бывалый многоопытный турист
. Сняли их с поезда в Ленино, поехали на нашу стоянку. Толпой сразу стало проще с вылазками – уже не было необходимости всякий раз сворачивать лагерь, достаточно было лишь оставить дежурного. И в планах далее у нас значился автокруиз по всему Крыму, на несколько дней. Собирались ехать втроём – Андрей, Миха, ну и я, с собой взята мелкая палатка, а с палаткй-сараем в лагере оставались брат Мишки с его мамой. Таким образом, мы получали развязанные руки и невероятную свободу в принятии решений. Пора в путь!
------------------------------------------------------------
...to be continuedЧасть 2 тут.