Начиная примерно тысяч с 40 пробега, (текущий пробег - 45 тыс. км) я начал замечать, что на кочках и неровностях появился дребезг, исходящий откуда-то спереди авто. На хороших ямах он был таков, что временами казалось, что на следующей кочке на дорогу вывалится подрамник. Диагностика в автосервисе показала - люфт передней левой стойки стабилизатора поперечной устойчивости и течь амортизаторной стойки с правой стороны. С амортизаторной стойкой мы как-нибудь в другой раз самостоятельно разберемся - конечно, с фотоотчетом на форум (все-таки авто на дороге ведет себя нормально и при раскачке кузова правый амортизатор гасит колебания примерно так же, как и левый), а пока займемся самостоятельной заменой обеих стоек стабилизатора поперечной устойчивости. Правая стойка стабилизатора у меня была еще "жива", но поменял я их две, чтобы лишний раз не лазить под машину.
Итак, для самостоятельной замены нам понадобятся:
а) Сами стойки стабилизатора. Я купил за 1500 с копейками рублей 2 стойки Lemforder артикула 25463 02, что от немецкого концерна ZF. Посмотрим, сколько они отходят по сравнению с оригиналом (оригинал выходил 40 тыс. км). Выглядят они вот так:
Вложение:
Стойки Lemforder 25463 02 в упаковке.jpg [ 2.97 МБ | Просмотров: 26777 ]
Краткая инструкция по замене стойки от Lemforder:
Вложение:
Инструкция по замене стойки от Lemforder.jpg [ 2.83 МБ | Просмотров: 26777 ]
Стойки Lemforder 25463 02 - это точно не OEM-производитель оригинальных 6R0 411 315 A, т.к. цвета, новые гайки, идущие в комплекте с новыми стойками, надписи на защитных резиновых чехлах отличаются от таковых у оригинала. Фото для сравнения:
Вложение:
Надписи на стойке Lemforder.jpg [ 2.63 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Надписи на оригинале.jpg [ 2.63 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Гайки (фото 1).jpg [ 2.39 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Гайки (фото 2).jpg [ 2.81 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Сравнение стоек.jpg [ 3.4 МБ | Просмотров: 26777 ]
б) Рожковый ключ на "16";
в) Ключ TORX T30 (можно использовать отвертку из штатного комплекта инструментов);
г) Инструмент из штатного комплекта - домкрат, отвертка TORX, баллонный ключ и крючок для снятия колпачков болтов колес;
д) Ровный, желательно деревянный (чтобы ненароком ничего не погнуть) брусок сечением примерно 30x30 мм и длиной 350-400 мм.
Необходимо отметить один момент - если вы желаете использовать для замены именно оригинал, то состав и типоразмеры инструмента не меняются, т.к. стойки стабилизатора Lemforder по габаритным, присоединительным и установочным размерам полностью идентичны оригиналу.
Процесс самостоятельной замены:
1. Установив авто на ровную, твердую площадку и поддомкратив его, снимаем переднее колесо с той стороны автомобиля, с которой расположена стучащая стойка. Фото о том, как это делать (если кому нужно)
можно посмотреть в этой теме, с пункта 2 по пункт 5.
2. Накинув рожковый ключ на "16" на гайку резьбовой оси шарового пальца, крепящего стойку стабилизатора к площадке амортизаторной стойки и удерживая от проворота резьбовую ось шарового пальца стойки ключом TORX T30 (или отверткой из штатного комплекта инструментов), откручиваем ключом верхнюю гайку. Ту же самую операцию проделываем снизу авто, в месте крепления резьбовой оси шарового пальца к стабилизатору поперечной устойчивости.
Вложение:
Откручивание верхней гайки стойки.jpg [ 3.41 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Откручивание нижней гайки стойки.jpg [ 3.34 МБ | Просмотров: 26777 ]
3. Далее пытаемся эту стойку "выдернуть" и получаем большой облом
. Я смотрел процесс замены стоек в руководстве по ремонту и ТО поло-седана журнала "За рулем", у них там все легко и просто (открутили гайки - сняли стойку, возможно, потому, что машина вывешена на подъемнике и второе колесо разгружено и оторвано от земли, а соответственно, разгружен и стабилизатор поперечной устойчивости), однако на деле все не так просто. Если при поддомкраченной машине и, соответственно, разгруженной передней подвеске с одной стороны (второго домкрата у меня нет) просто дергать стойку на себя, то ничего не выйдет, т.к. вторая, еще не снятая стойка с другой стороны машины, мешает этому процессу, давая натяг вниз непосредственно самому стабилизатору поперечной устойчивости. Стабилизатор в этом случае, действует как пружина кручения, "зажимая" стойку по резьбовым концам шаровых пальцев. Действуем следующим образом - берем в руки деревянный брусок, упираем один его конец в крепление подрамника к кузову авто, серединой бруска упираемся в стабилизатор сверху, а на второй конец с силой надавливаем вниз одной рукой. Когда конец стабилизатора достаточно прогнется, стойку просто снимаем второй рукой движением пальцев "против часовой стрелки". На нижнем фото показано, как устанавливать брусок (правда, на уже установленной, новой стойке Lemforder).
Вложение:
Снятие стойки при помощи деревянного бруска.jpg [ 2.48 МБ | Просмотров: 26777 ]
4. Протираем мокрой тряпкой или влажной салфеткой посадочные места шаровых пальцев стойки, берем в правую руку новую стойку, аналогично предыдущему пункту помогая себе деревянным бруском, опускаем конец стабилизатора, заводим первый резьбовой конец шарового пальца новой стойки сверху - в отверстие площадки амортизаторной стойки, а снизу - в отверстие конца стабилизатора.
Вложение:
Удаление грязи с верхнего посадочного места шарового пальца.jpg [ 3.07 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Удаление грязи с нижнего посадочного места шарового пальца.jpg [ 3.18 МБ | Просмотров: 26777 ]
5. Предварительно затягиваем рожковым ключом на "16" новые гайки стойки стабилизатора сверху и снизу, удерживая от проворота резьбовую ось верхнего и нижнего шарового пальца стойки ключом TORX T30. На фото ниже показана предварительная затяжка нижней гайки стойки стабилизатора с правой стороны машины:
Вложение:
Предварительная затяжка нижней гайки стойки стабилизатора.jpg [ 2.93 МБ | Просмотров: 26777 ]
6. Окончательно я тянул новые гайки стоек стабилизатора динамометрическим ключом моментом, равным 42 Н*м (по ELSA, момент затяжки - 40 Н*м). Этот пункт можно пропустить при отсутствии такого ключа и окончательно затянуть гайки обычным рожковым, но правильно именно так. Кстати, попытался стронуть старые гайки стучащей стойки моментом, равным 42 Н*м (меньше мой ключ просто не позволяет выставить) - они стронулись на пределе усилия срабатывания щелчков ключа, т.е. это позволяет сделать вывод, что моменты затяжки на конвейере в Калуге сборщики блюдут.
7. Процесс замены стойки с противоположной стороны авто аналогичен, по окончании замены опускаем домкратом машину и убираем весь инструмент на место.
8. Ну и ради удовлетворения любопытства представляю фото оригинальных стоек с распиленными пополам женой болгарина посадочными местами шаровых пальцев. Сами посадочные места и шаровые пальцы отмыты от смазки. Слева - стучащая стойка, справа - еще "живая", не стучащая (на последней оставлены половинки защитных резиновых чехлов). Обратите внимание на толщину слоя белой пластмассы, в которую залиты шаровые пальцы - в стучащей стойки он меньше. Сам шар пальца закаленный, достаточно твердый и когда в определенный момент (особенно быстро это происходит при езде по убитым дорогам) он "разбивает" свое посадочное место в пластмассе, раздается характерный стук, исходящий из передней части авто с той стороны, где стойка уже начала "умирать".
Вложение:
Верх старых стоек с шаровыми пальцами.jpg [ 3.47 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Низ старых стоек с шаровыми пальцами.jpg [ 3.47 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Верх старых стоек без шаровых пальцев.jpg [ 3.54 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Низ старых стоек без шаровых пальцев.jpg [ 3.47 МБ | Просмотров: 26777 ]
Вложение:
Шаровый палец.jpg [ 3.15 МБ | Просмотров: 26777 ]