Важное не только для инспекторов, но и для водителей указание дал начальник столичного ГИБДД Александр Ильин. Все общение инспекторов дорожно-патрульной службы должно проходить в зоне видимости видеорегистратора, установленного в патрульной машине.
За то, что вы превысили скорость или проехали на красный свет, а может, даже прокатились по встречной полосе, вас останавливает инспектор. Это вполне обычная практика. А вот дальше начинается интересное. Все общение с вами он должен проводить исключительно под пристальным прицелом объектива видеокамеры, установленной в его машине. Даже то, как он к вам обратился через опущенное стекло, должно попасть в кадр.
Для этого все автомобили ДПС, а их более 1700, уже оборудованы специальными видеорегистраторами. Эти приборы снимают не только то, что происходит снаружи автомобиля, но и то, что творится внутри салона. Так что теперь нет никакой разницы: общаться с инспектором не выходя из своей машины или же в его автомобиле. Все записывается.
Но если об этом указании инспекторы знают поголовно, то не всем водителям про него известно.
А это крайне важно. По разным причинам. Начнем с первой и самой неприятной. Понятно, что возможность "договориться" с инспектором за наличные и на месте — не пустой звук. В своем патрульном автомобиле гаишники и сами, бывает, намекают на возможное "решение вопроса". Однако под прицелом видеокамер сделать это будет очень нелегко.
С другой стороны, и водителям надо понимать, что подобное недвусмысленное предложение с их стороны под присмотром видеокамер может повлечь за собой очень нехорошие последствия. А именно реальную уголовную статью за взятку должностному лицу.
Именно для того, чтобы закрыть коррупционную лазейку на дороге с подачи Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, оснащение подобными регистраторами машин ДПС продвигается во всех регионах. До конца этот проект реализован уже в Москве.
А теперь о втором нюансе этого указания. Видеорегистратор должен постоянно работать. Его нельзя выключать. Если водитель, попавшийся за нарушение, увидел, что он не работает, — это уже повод жаловаться. Но и без жалобы те, кто просматривает видео, обратят внимание на то, что в записи был перерыв. Дисциплинарного взыскания инспектору, сдавшему флешкарту, с таким пробелом — не избежать.
Но и это еще не все. Все общение водителя с инспектором должно проходить в зоне видимости камеры. Если вдруг они вышли из кадра — это повод для служебного расследования. Если машина нарушителя стоит так, что видеорегистратор не видит общения инспектора с водителем, значит водитель патрульного автомобиля должен переставить его так, чтобы все было видно.
Как рассказали нам в столичном ГИБДД, памяти флешкарты хватает более чем на сутки при непрерывной работе регистратора. Она выдается, как только экипаж заступает на дежурство. По окончании работы она сдается дежурному. В случае жалобы на инспектора или при возникновении конфликта в любой момент можно просмотреть запись.
Второе столичное нововведение, которое также должно закрыть другую коррупционную лазейку. Теперь все регистрационно-экзаменационные подразделения в столице будут работать в режиме электронной очереди. Мы уже описывали, как работает эта система.
Все общение водителя с инспектором должно проходить только в зоне видимости камеры
Вы приезжаете в подразделение. На входе стоит терминал, в который надо ввести данные техпаспорта на машину и свою фамилию. Далее терминал предложит выбрать удобное вам время из пока не занятого. Вы получите на руки талончик с указанием времени приема документов и номера окна, в которое надо будет обратиться. Также в нем будет указано время проведения осмотра автомобиля. Записаться можно и через портал gosuslugi.ru, а также через портал государственных и муниципальных услуг города Москвы (
www.pgu.mos.ru ).
Эта система позволит избавится от живой очереди. А автовладельцу тратить на регистрацию минимум времени.
К назначенному времени лучше не опаздывать. Потому что таким образом вы создадите проблемы другим водителям. Ведь ваше опоздание — не повод для отказа в приеме. А если такое случается, то тут же надо обращаться к начальнику этого подразделения.
В некоторых подразделениях, в качестве эксперимента, введена новая система присвоения регистрационных номеров.
Он присваивается самой системой автоматически, но не по порядку. Электроника выбирает номера из отгруженных случайным образом. Поэтому даже госинспектор не знает, какой номер будет присвоен следующему автовладельцу. Сделано это опять-таки для того, чтобы снизить коррупционную составляющую. При таком принципе работы невозможно выбрать "красивый" номер.
Если эксперимент удастся, то это программное обеспечение установят и в других подразделениях Москвы. А при удачном применении опыт можно распространить и по всей России.
Цифра: 125 сотрудников регистрационно-экзаменационных подразделений привлечены к ответственности руководством УГИБДД Москвы
Кстати, сейчас во всех отделениях, которые принимают граждан, устанавливается система видеонаблюдения, картинка с которой передается в соответствующее подразделение управления ГИБДД столицы. Это сделано не только в рамках борьбы с коррупцией. Такое наблюдение позволяет оперативно реагировать на загруженность и направлять необходимое количество личного состава, туда, где это требуется.
Системами видеонаблюдения сейчас оборудуются и автомобили, на которых принимается экзамен по вождению. В случае возникновения конфликта, например, если кандидат в водители утверждает, что к нему придираются, всегда можно поднять аудио- и видеозаписи и проверить, что было на самом деле. Там, где эти системы внедрены, выросло и качество подготовки водителей в автошколах.
Все эти новации были начаты не столь давно. Дело в том, что когда регистрационно-экзаменационные подразделения подчинялись УВД округов, управление ГИБДД города практически не могло ими руководить. То есть набирать или увольнять сотрудников, вмешиваться в организацию работы. Были случаи нарушений, по которым местные УВД вообще никак не реагировали.
Поэтому было принято решение вывести регистрационно-экзаменационные подразделения из-под руководства окружных УВД и подчинить напрямую столичному ГИБДД. Это было сделано в 2011 году. После чего столичному руководству ГИБДД удалось начать все эти проекты.
Но для начала была проведена серьезная кадровая чистка. Всего с 2011 года по результатам проведенных проверок за различные проступки к дисциплинарной ответственности руководством Управления Госавтоинспекции Москвы привлечено 125 сотрудников регистрационно-экзаменационных подразделений, в том числе 34 руководителя. Отстранено от исполнения служебных обязанностей, связанных с регистрационно-экзаменационной деятельностью, 6 руководителей.
Служба новостей ФАРпресс
www.farso.ru/?p=5351