Здравствуйте уважаемые владельцы поло-седанов!
Хочу рассказать вам как сделать качественный сабвуфер своими руками. Почему именно своими руками? Потому что в большинстве случаев имеющиеся в свободной продаже (особенно в небольших городах) "готовые" изделия как минимум не настолько качественные, как хотелось бы (а как максимум - откровенное фуфло). Тем более в большинстве случаев выбор ограничен сабвуферами с дешевыми динамиками типоразмера 10-12 дюймов. Тем, кого эти готовые решения не впечатляют и у кого есть интерес и немного свободного времени и посвящается данная статья.
Я бы хотел рассмотреть именно процесс изготовления корпуса без соответствующих расчетов, т.к. расчеты объема для каждого динамика очень индивидуальны и получить их не сложно (самый простой способ - подсмотреть рекомендованные параметры динамика в технической документации к нему или почитать соответствующие ресурсы с тестами и советами по акустическому оформлению, самый сложный - замерять параметры самому).
К примеру, берем динамик с рекомендованными параметрами по объему закрытого ящика около 25 литров. Динамик я использовал JBL P1022 (
http://www.jbl-caraudio.ru/asp/tovar/51). Что нам понадобится для изготовления корпуса:
1. ДСП, МДФ или дерево;
2. саморезы;
3. шпилька с резьбой длиной около 1 м. (диаметр резьбы подбирается в зависимости от сабвуфера), а также соответствующие гайки и шайбы;
4. клеммная колодка (или 2 колодки, если сабвуфер 2-катушечный);
5. эпоксидная смола;
6. 2-сторонний пористый скотч шириной до 1 см., а также обычный скотч;
7. материал обивки сабвуфера (карпет, велюр, кожа и т.д.);
8. электролобзик;
9. шуруповерт и дрель;
10. фен (можно бытовой, но лучше промышленный);
11. силиконовый герметик и пистолет;
12. акустический провод;
13. вибропласт;
14. наждачка или виброшлифмашина.
Для сабвуфера стенки толщиной 16мм. лично я считаю издевательством, особенно если сам динамик обладает незаурядной мощностью. На нашем примере (динамик увесистый и достаточно мощный) я выбрал толщину стенок, равную 40 мм. (больше уже перебор для этого динамика). Такую толщину я набрал из двух деревянных панелей по 20 мм. каждая. Расчитав по учебнику геометрии за 6 класс (вроде
) размеры стенок для получения необходимого объема внутри сначала выпиливаем заготовки и стягиваем саморезами в шахматном порядке (расстояние между саморезами - 5 см.). Потом стягиваем стенки сабвуфера (боковые и лицевую), параллельно заливая все швы эпоксидной смолой. Эпоксидную смолу после заливки лучше нагреть феном для более быстрого застывания (при этом надо учитывать что она может протечь в щели между стенками, т.к. в нагретом состоянии она становится как вода, соответственно снаружи все щели лучше предварительно заклеить скотчем). Если будете работать с нагретой смолой - открывайте окна, т.к. испарения очень вредны здоровью. Должно получиться примерно следующее:
Смола выполняет несколько функций: герметизация корпуса, увеличение его жесткости, а также идеальная защита от влаги (в багажнике бывает очень сыро иногда). Смола при нагреве впитывается в дерево на 2-3 мм. (именно поэтому я выбрал дерево вместо МДФ или ДСП).
Далее нам необходимо в лицевую стенку установить шпильки, которые и будут основным креплением динамика (в отличие от саморезов, на которых в основном держится динамик в готовых "магазинных" сабвуферах). Отрезаем шпильки нужной длины, размечаем отверстия, сверлим, устанавливаем шпильки (стягивая гайками изнутри и снаружи). После этого можно крепить заднюю стенку корпуса. При этом процедура со смолой повторяется на стыках задней и боковых стенок. Также смолой я бы порекомендовал обработать и сами стенки. Далее есть два варианта: попроще и единственно правильный
Попроще заключается в окраске краской из баллонов корпуса снаружи (про влажность не забываем). Я выбрал другой способ: Залил также корпус эпоксидной смолой и снаружи. Делается это нудно и долго, т.к. приходится делать по одной стороне за один подход, и пока смола не высохнет, приходится ждать. Для этого сначала делаем бортики на заливаемой плоскости, чтобы смола не растекрась по корпусу, потом аккуратно прогревая ее феном ждет затвердевания. И так - со всеми стенками корпуса. Далее высверливаем отверстия для клеммных катушек (в моем случае их было две). Получается вот такая страшная (по началу) картина:
Дальше все просто: шлифмашина или за неимением ее вручную. Но лучше шлифмашиной, иначе процесс может затянуться не на один день (смотря сколько смолы налили и насколько равномерно). Получаем в итоге некое пододие корпуса сабвуфера:
Дальше работа пойдет намного быстрее и приятнее
Вставляем клеммные катушки (изнутри обильно залив их силиконовым герметиком), выводим провода наружу, оклеиваем корпус заранее припасенными отделочными материалами, ставим динамик на 2-сторонний скотч. При оклейке отделочными материалами (если отсутствует опыт) лучше всего использовать карпет, клеить его лучше моментом. С клеем нужно аккуратнее, т.к. если нанесете слишком много, то он может проступить через материал. Ну вот и все, сабвуфер готов.
В моем варианте поверх карпета я обтянул корпус автомобильным велюром в цвет салона (сделал съемный чехол, чтобы в случае свинства в багажнике его можно было легко постирать):
В итоге что мы получили (по сравнению с "готовыми" изделиями):
1. очень крепкий и глухой корпус (вместе со слоями смолы в три раза толще большинства стандартных), что для сабвуфера является основным требованием к акустическому оформлению;
2. полностью герметичный корпус, совершенно не боящийся влаги;
3. крепление сабвуфера внушает доверие, т.к. крепче прикрутить его уже практически невозможно (если только еще прихватить гайки сваркой, но это лишнее
)
4. можно сказать бонус: саб в сборе весит более 35 кг, так что тщедушному наркоману его даже вытащить из багажника будет нелегко, тем более убежать с ним хотя бы метров на 100 от машины
К тому же по багажнику он не "катается" благодаря весу.
По расходным материалам: сейчас уже точно не вспомню, но на тот момент (2008 год) потратил что-то около $100 на все материалы, но результат превзошел все ожидания: пел действительно динамик, а не тщедушные деревяшки вокруг него. Так что дерзайте, все в ваших руках
ПС.
тут есть чуть больше фоток (оригинал статьи).