Очень странно, что светодиоды лишь совсем недавно начали применять в автомобилестроении, да и то местами как-то... а ведь с помощью них можно не только хорошо осветить что-либо в авто, но и экономить на расходе бензина. Да-да, все правильно))) Конечно эта экономия будет не сильно заметна, но все же... Энергопотребление падает - соответственно уменьшается нагрузка на генератор, а генератор в свою очередь меньше нагружает мотор... Кроме того у светодиодов более равномерное свечение, по сравнению с лампами накаливания они намного долговечнее, если учитывать средний срок службы автомобиля - то вообще вечные! А еще представьте себе, как неприятно бывает, когда из-за перегоревшей лампочки разбираешь половину панели! Поэтому я хотел бы рассказать о том, как можно применять светодиоды в автомобиле и как все сделать своими руками и с минимальными затратами.
Для начала нам надо приобрести светодиоды. Какие покупать? Где? Разберем по порядку. Например, мы в этом совсем ничего не понимаем и идем в магазин. Я все-таки советую специализированные магазины, т.к. там не только цены значительно ниже чем на рынках и всяких торговых точках, но и можно получить грамотные консультации продавцов. Не знаю как в других городах, в Москве я бы посоветовал магазины "Чип и дип" (
http://www.chipdip.ru/). С выбором светодиодов все значительно сложнее, т.к. их огромное количество не только по характеристикам, но и по цветам, яркости свечения и размерам. Можно конечно купить готовые светодиодные модули, но это не наш путь (во-первыых дороже, во вторых не везде применимо). Самым оптимальным вариантом для автомобилей считаю светодиоды с диаметром до 3мм., т.к. они очень компактные. По яркости свечения советов давать не буду, т.к. все зависит от применения (если подсветка багажника или бардачка - это одно, а если подсветка кнопок на панели приборов или самой панели приборов - это другое). Как выглядит светодиод:
Тот, который нас интересует - крайний справа. Хорошо, вот мы выбрали цвет, яркость, размер, купили их, что делать дальше? А дальше нам еще надо докупить резисторы для светодиодов в том же магазине. Тут можно или положиться на грамотность продавца, или вспомнить физику школьного курса, точнее закон Ома: I=U/R.
Мы эту формулу немного адаптируем к нашим светодиодам, тогда она получит немного другой вид:
R=(U1 - U2)/(Iх0,75)Где:
R - значение сопротивления (в омах), которое нам нужно купить;
U1 - напряжение бортовой сети автомобиля (в вольтах, считаем его равным 14,4В.);
U2 - падение напряжения на светодиода (в вольтах, этот параметр спрашивайте у продавца);
I - ток, потребляемый светодиодом (в амперах, этот параметр спрашиваем у продавца);
0,75 - коэффициент надежности светодиода
Дальше считаем. К примеру у нас светодиод с параметрами: U2=2,7В., I=0,03А (или 30 мА). Подставляем значения:
R=(14,4-2,7)/(0,03х0,75)=520 Ом.Теперь мы знаем, какое нужно сопротивление, но не знаем, какой мощности. Считаем дальше:
P=Ix(U1-U2)=0,03х(14,4-2,7)=0,351 ватта.Так как такой мощности сопротивления в природе не бывает, то покупаем то, которое есть в наличии и большей мощности (0,5 ватта). То же самое касается и номинала сопротивления (если нет в продаже именно такого (а его нет) - подбираем близкое сопротивление в большую сторону).
Все, теперь покупаем сопротивления в соответствующем количестве (на один светодиод одно сопротивление). Кто-то может быть скажет: а почему не подобрать одно сопротивление сразу на несколько светодиодов? Да пожалуйста:
R=(U1-(U2.1+U2.2+...+Un)/(Ix0.75) Но тут есть один нюанс. Если к примеру у вас вышел из строя по какой-либо причине (перегрели паяльником например) один светодиод, то погаснут и остальные. Поэтому лучше использовать на каждый светодиод свое сопротивление, хоть это и удорожает немного конструкцию.
Итак, все куплено, что же делать дальше? А дальше мы начинаем паять))) Схемы подключения диодов (привожу оба варианта) такие:
Нас интересует верхняя схема (параллельно источнику). Учитываем, что у светодиода есть 2 ножки (анод и катод), т.е. светодиод можно подключать лишь определенным образом: на анод надо подавать плюс 12В., а на катод соответственно минус 12В. Где какая ножка зависит от светодиода (бывают и 4 ножки, и 6...), так что лучше спросите у продавца, где плюс, а где минус. Если спросить забыли - можно попробовать подключить кратковременно светодиод к пальчиковой батарейке (припаяв предварительно к ножкам удлиняющие провода). Если загорелся - угадали. Если нет - меняйте ножки местами. Более простой способ конечно же посмотреть по катоду (он больше), но его не всегда видно. Дальше припаиваем резисторы к светодиодам и подключаем нашу "гирлянду". Все горит? Можно монтировать))) Дальше фантазия думаю подскажет, как и где можно разместить светодиоды. Я, например, использовал их для подсветки панели приборов мотоцикла (да и много куда еще...):
Да, забыл сказать... при пайке старайтесь не перегревать светодиоды, это единственное, чего они не терпят.
Еще один совет: на последнем фото видно, насколько неравномерно освещена панель (фото сделаны в процессе экспериментов). Поэтому прежде чем жестко фиксировать светодиоды, поиграйтесь их расположением, очень занимательное занятие
ПС. чтобы осветить панель приборов мотоцикла я потратил менее 300 рублей (10 светодиодов и 10 сопротивлений), причем почти половина комплекта осталась за ненадобностью в запасе. Вот такие вот нанотехнологии
Кстати, в нашей студии автозвука мы можем сделать любую внутреннюю подсветку (бардачок, багажник, потолок, плафоны для чтения... все что угодно
).
Оригинал статьи находится тут:
http://car-music.cc/make/illumination/index.php