Турбированные двигатели TSI плотно вошли в линейку моторов многих моделей ВАГа, но часто на форумах можно услышать такие байки о этих двигателях, что волосы встают дыбом.
Попробуем немного разобраться в вопросе. Начну с малого, так сказать со своей рубашки, которая как известно всегда ближе к телу: о турбированных моторах, доступных для VW Джетты 6.
Это всего лишь 2 двигателя: CAXA объемом 1.4 литра и мощностью 122 л/с и CAVA/CTHA мощностью 150 л/с.
Итак, CAVA:
Особенность этого двигателя прежде всего в комбинации непосредственного впрыска топлива, двойного наддува и уменьшения габаритов (Down-sizing). В такой двойной схеме наддув осуществляется, в зависимости от потребностей, механическим компрессором или турбонагнетателем.
Технические особенности
● мощность двигателя 110 кВт
● пластиковый впускной коллектор
● плавная регулировка распределительного вала
● обогрев катализатора, двойной впрыск
● чугунный блок цилиндров
● стальной коленчатый вал
● турбонагнетатель
● подключаемый механический компрессор
● интеркулер
● двухконтурная система охлаждения
● необслуживаемый цепной привод
● система регулировки подачи топлива
● ТНВД (создаваемое давление до 150 бар)
Блок цилиндров двигателя 1,4 л TSI изготавливается из чугуна с пластинчатым графитом. Это обеспечивает достаточную надежность двигателя TSI при высоком давлении в цилиндрах. Серый чугун с пластинчатым графитом прочнее алюминия.
Подробнее о двойном наддуве
КомпрессорКомпрессор – это механический нагнетатель, подключаемый через магнитную муфту.
Преимущества:
- быстрое создание необходимого давления наддува
- большой момент вращения при низких оборотах двигателя
- подключается только по необходимости
- не требует внешней смазки и охлаждения
Недостатки:
- отъем мощности у двигателя
- давление наддува создается в зависимости от частоты вращения двигателя и затем
регулируется, при этом опять теряется часть произведенной энергии
ТурбонагнетательТурбонагнетатель постоянно приводится в действие отработанными газами.
Преимущества:
- очень хороший КПД благодаря использованию энергии ОГ
Недостатки:
- при маленьком двигателе вырабатываемое давление наддува в нижнем диапазоне оборотов
недостаточно для создания высокого момента вращения
- высокая термическая нагруженность
Диапазоны работы компонентов нагнетателяНа графиках представлены диапазоны работы механического компрессора и турбонагнетателя. В зависимости от необходимого момента вращения, блок управления двигателя решает, нужно ли включать наддув и если да, то каким образом. Турбонагнетатель работает во всех цветных диапазонах. Однако в нижнем диапазоне оборотов энергии только отработанных газов становится недостаточно для создания требуемого давления наддува.
Постоянный диапазон наддува компрессораСиний цвет. Начиная с минимальных и до 2400 оборотов двигателя, компрессор включен постоянно. Давление наддува компрессора регулируется блоком управления регулирующей заслонки.
Диапазон наддува компрессора по необходимостиГолубой цвет. До 3500 оборотов двигателя компрессор подключается по необходимости. Это требуется, например, тогда, когда двигатель постоянно работает в этом диапазоне, а затем следует сильное ускорение. По причине инерционности турбонагнетателя это привело бы к задержке ускорения (т.н. турбояма).
Поэтому здесь подключается компрессор, максимально быстро создающий необходимое давление наддува.
Диапазон наддува только турбонагнетателяВ зеленом диапазоне турбонагнетатель в одиночку справляется с созданием необходимого давления наддува. Наддув регулируется магнитным клапаном ограничения давления наддува.